Новости
Почти половина акционерных обществ в России не выполняет требование закона о ведении реестра акционеров
08.07.2016 08:23

По мнению ЦБ России и регистраторов они уже не существуют. Лишь половина акционерных обществ к 1 июня передала регистраторам ведение реестра акционеров, следует из статистики ЦБ России. Компании, которые не передали ведение реестров, ставят под сомнение легитимность и своих корпоративных действий, и перехода прав собственности на акции их акционеров – они могут быть оспорены в суде.

Ведение реестра акционеров АО относится к исключительной компетенции регистраторов с 1 октября 2014 г., указывает регулятор, но обратились к регистраторам только 50,3% (63 400 из 126 100 АО). До вступления в силу поправок реестр могла вести сама компания, однако к этому процессу было немало нареканий.

«То, как раньше сами небольшие АО вели учетные записи о своих акционерах, вообще сложно назвать юридически значимым ведением реестра. Сохранность прав собственности акционеров фактически находилась в полной зависимости от доброй воли мажоритарного акционера или топ-менеджмента малого АО», – вспоминает председатель ПАРТАД (отраслевая саморегулируемая организация) Петр Лансков.

По его словам, такая проблема существовала 20 лет и только теперь, когда регулятором на рынке ценных бумаг стал Центробанк, власти пришли к выводу, что нужно запретить компаниям вести реестр самостоятельно. «Но даже сейчас требования закона соблюдаются далеко не всеми АО, так как бесконтрольность и безнаказанность их уже развратила, и вернуться в русло соблюдения закона без принуждения им сложно», – сетует Лансков.

Представитель ЦБ объясняет нежелание АО передавать регистраторам функции ведения реестра тем, что компании не являются действующими, реорганизуются в ООО, ликвидируются или же у них не хватает всех необходимых документов.

Акционерные общества не передают функцию ведения реестра регистраторам, потому что они «брошенные», резюмирует гендиректор регистратора Р.О.С.Т. Людмила Миронова: «Есть запись в ЕГРЮЛ, но компании нет физически». По ее словам, таких брошенных АО – 85% из тех, кто не перевел реестр, еще 10% в стадии банкротства или ликвидации и только 5% – нарушители закона.

Законодательство предусматривает наказание для нарушителей: штраф до 70 000 руб. или дисквалификацию для должностного лица и до 1 млн руб. – для самой компании. Понятно, что при такой постановке вопроса абсолютное большинство реально работающих обществ выполнили требования, указывает гендиректор «ВТБ регистратора» Константин Петров.

«ЦБ оштрафует нарушителя на 500 000–700 000 руб., и такая практика есть. Акционер может заявить иск в суд о понуждении общества к передаче реестра, так как его права нарушаются. Вероятность положительного решения суда довольно большая. Если и это не поможет, то за неисполнение решения суда предусмотрена уголовная ответственность», – говорит Миронова.

Она рассказывает, что за неполные два года количество АО у Р.О.С.Т. на обслуживании удвоилось до 8000. При этом из-за кризиса и конкуренции Р.О.С.Т. не увеличивал тарифы на обслуживание, но расширил штат, внедрил технологии электронного доступа и массового обслуживания, поэтому проблем с возросшей нагрузкой не возникает.

С 2014 г. количество реестров, которые обслуживает «ВТБ регистратор», выросло с 1700 до 8300 компаний. Нагрузка возросла, при этом тарифы снизились за счет выросшего масштаба бизнеса, указывает Петров.

«Основная часть не передавших реестр акционерных обществ не ведет деятельности, – соглашается Петров. – ФНС предстоит большая работа по исключению этих обществ из ЕГРЮЛ. И только после этого общее количество акционерных обществ и обществ у регистраторов начнет совпадать».

Ведомости

 
За правонарушение, совершенное впервые, штрафовать не будут
07.07.2016 07:40

В Кодекс РФ об административных правонарушениях внесены изменения (и уже вступили в силу), согласно которым юридическому лицу, являющемуся субъектом малого и среднего предпринимательства, а также его работникам административный штраф может быть заменен на предупреждение при условии, что правонарушение совершено впервые и при этом отсутствует факт причинения вреда или угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Штраф не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 — 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 — 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.

Таким образом, в частности, эмитенты могут избежать уплаты крупных штрафов за совершение впервые нарушений требований законодательства об акционерных обществах (статьи 15.17 – 15.28) и за непредставление или нарушение сроков предоставления информации по требованию (запросу) контролирующего органа (статья 19.7).

Федеральный закон от 03.07.2016 N 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Нижегородский филиал АО "Новый регистратор"

 
Организации обязали раскрывать больше информации о своей деятельности
05.07.2016 09:00

Президент России подписал закон, расширяющий перечень данных, обязательных для отражения в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юрлиц. Теперь компании должны опубликовывать информацию о выданных гарантиях, возникающих признаках банкротства, а также бухгалтерскую отчетность.

Опубликован Федеральный закон от 03.07.2016 № 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым внесен ряд важных поправок в закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Напомним, что c 2013 года сведения о фактах деятельности юридических лиц, перечисленные в статье 7.1 Закона № 129-ФЗ, должны содержаться в федеральном информационном ресурсе – Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (http://fedresurs.ru/ ).

Согласно новому закону, перечень из статьи 7.1 данного закона дополнен следующими сведениями, которые организации должны отражать в реестре:

  • о возникновении признаков недостаточности имущества в соответствии с законодательством несостоятельности (банкротстве);
  • о финансовой и бухгалтерской отчетности в случаях, если законом установлена обязанность по раскрытию такой информации в СМИ;
  • о выдаче независимой гарантии с указанием реквизитов бенефициара и принципала, а также существенных условий гарантии;
  • о заключении финансовым агентом договора финансирования под уступку денежного требования между юридическими лицами или предпринимателями с указанием всех реквизитов.

Срок размещения сведений – три рабочих дня после события (заключения договора, составления годовой бухгалтерской отчетности и т. д.). Если речь идет о чистых активах, то размещать сведения о них следует в течение трех рабочих дней с даты составления годовой бухгалтерской отчетности.

За несоблюдение требований закона предусмотрена ответственность – так, если организация является эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или другой компанией, то  в соответствии со статьей 15.19 КоАП РФ , ее могут оштрафовать на 700 000 –1 000 000 рублей. Для остальных компаний не исключен штраф 3000–5000 рублей ( статья 13.17 КоАП РФ ).

Помимо данных нововведений, принятый закон вносит изменения в статью 17 Федерального закона № 129-ФЗ, согласно которым, для государственной регистрации соответствующих изменений, вносимых в учредительные документы ООО, в регистрирующий орган необходимо предоставлять документ, подтверждающий факт принятия уполномоченным органом решения об увеличении уставного капитала общества.

В настоящий момент Федеральный закон № 360-ФЗ официально опубликован, а перечисленные поправки вступят в силу с 1 октября 2016 года.

Петербургский правовой портал

 
ФНС разместит на своем сайте данные обо всех российских компаниях
04.07.2016 09:00

Федеральная налоговая служба подготовила информационное письмо о размещении на своем сайте сведений об организациях, которые перестали составлять налоговую тайну после вступления в силу поправок в ст. 102 Налогового кодекса.

Так, с 1 июля 2017 года на сайте ФНС будет опубликована следующая информация о юрлицах: доходы и расходы организации за календарный год, средняя численность компании за этот же период, сведения об уплаченных налогах и сборах, данные о нарушениях налогового законодательства, размеры задолженностей, штрафов и пеней. Предусматривается, что налоговые органы будут ежегодно обновлять эту информацию о компаниях.

При этом, согласно НК, эти данные станут общедоступными на основании добровольного согласия организации. Форма их предоставления еще не определена. Исключения составят сведения, составляющие гостайну. Информация будет предоставляться бесплатно на основе интернет-запросов.

Сейчас при заключении договоров купли-продажи или оказания услуг многие фирмы запрашивают у контрагентов уставные документы, финансовую отчетность и данные об учредителях для проверки их добросовестности. Наиболее актуальна такая информация при заключении сделок в рамках госзакупок, когда исполнителю нужно предъявить внушительный пакет документов. Размещение аналогичных данных на сайте ФНС позволит избежать сотрудничества с фирмами-однодневками и, как указано в информационном письме службы, "налогоплательщики получат дополнительную возможность оценить риски при выборе контрагента".

Право.ру

 
Госдума России снизила срок действия права преимущественного выкупа акций и ввела новый способ избавления мажоритариев от общества миноритарных акционеров
04.07.2016 12:47

24 июня Госдума приняла сразу во втором и третьем чтении закон «О внесении изменений в статьи 41 и 848 Федерального закона “Об акционерных обществах”». «Законопроект, направленный на резкое улучшение и облегчение условий для привлечения инвестиций в капитал публичных обществ».


Дискуссии не возникло, хотя в первом чтении законопроект назывался иначе и заметно отличался по содержанию. Это было, впрочем, довольно давно — еще 14 октября прошлого года. Тогда предполагалось внести изменения только в статью 41 и снизить минимальный срок действия преимущественного права акционеров на приобретение дополнительных акций до восьми дней.

При этом речь шла исключительно о кредитных организациях или компаниях, 50% акций которых принадлежат РФ. Впрочем, уже тогда правительство в официальном отзыве предлагало распространить эту норму на все компании. Мотивировка была интересной: «Такой подход ставит в неравное положение по сравнению с указанными обществами акционеров иных обществ».

Принятый вариант урезания прав акционеров таков. Срок преимущественного права сокращен до 12 дней (раньше, за исключением госбанков, было 45 дней). До 1 января 2017 года порядок распространяется на кредитные организации и компании с 50-процентным участием государства, а затем — на всех. Но это еще не все.

Порой мажоритарии вообще были бы рады избавиться от участия в капитале миноритарных акционеров, но то закон мешает, то дороговато выходит. Сейчас, для того чтобы получить право на принудительный выкуп акций, мажоритарий должен выкупить по оферте не менее 10% бумаг и при этом пересечь порог владения в 95% капитала. Законодатели пошли навстречу, создав еще один вариант выкупа.

Если к компании с одним акционером присоединится другая и в новой структуре у миноритариев окажется меньше 5% акций, то мажоритарий получает право в течение пяти лет направить им добровольную оферту. Выкупив таким образом более половины бумаг у прочих акционеров, он может в течение шести месяцев принудительно выкупить остальные акции. Остается, правда, вопрос, почему выбрана лишь одна из ситуаций, в которой мажоритарий собрал 95% без оферты.

«Очевидно, что эта норма написана под конкретную ситуацию, потому что есть множество случаев, когда у миноритариев менее 5% акций, но регулировать предлагается только этот,— считает, как сообщило “Интерфакс-АФИ”, директор по корпоративному управлению Prosperity CapitalManagement Денис Спирин.— При этом норма открывает путь к злоупотреблениям при принудительном выкупе».

РБК

 
Новая обязанность всех юридических лиц: ведение списков бенефициаров
28.06.2016 12:40

Федеральным законом от 23.06.2016 N 215-ФЗ, вступающим в силу с «21» декабря 2016 года, внесены изменения в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», согласно которым юридическое лицо обязано располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать меры по установлению таких сведений.

К сведениям о бенефициарных владельцах организации относятся данные в отношении конечных владельцахюридического лица – физических лиц, а именно:

1) фамилия, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая);

2) гражданство;

3) дата рождения;

4) реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации;

5) адрес места жительства (регистрации) или места пребывания;

6) ИНН (при его наличии).

Закон, однако, содержит исключения и допускает не собирать сведения в отношении бенефициарных владельцев следующих организаций:

— органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, государственные внебюджетные фонды, государственные корпорации или организации, в которых Российская Федерация, субъекты Российской Федерации либо муниципальные образования имеют более 50 процентов акций (долей) в капитале;

— международные организации, иностранные государства или административно-территориальные единицы иностранных государств, обладающими самостоятельной правоспособностью;

— эмитенты ценных бумаг, допущенные к организованным торгам, которые раскрывают информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;

— иностранные организации, ценные бумаги которых прошли процедуру листинга на иностранной бирже, входящей в перечень, утвержденный Банком России;

— иностранные структуры без образования юридического лица, организационная форма которых не предусматривает наличия бенефициарного владельца, а также единоличного исполнительного органа.

Вместе с тем, Законом внесены изменения и в Кодекс РФ об административных правонарушениях, устанавливающие ответственность за неисполнение юридическим лицом указанной обязанностей по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах в виде штрафа от 100 000 до 500 000 рублей.

 

Федеральный закон от 23.06.2016 N 215-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Нижегородский филиал АО "Новый регистратор"

 
С 1 июля вступает в силу закон, запрещающий ведение реестров акционеров стратегических компаний регистраторами, которые прямо или косвенно находятся под иностранным контролем
27.06.2016 11:23

Новые поправки к этому закону, которые уже переданы в Госдуму России, меняют юридическую трактовку термина "нерезидент" на более строгую. Данная мера лежит в русле политики государства по искоренению иностранного влияния в регистраторском бизнесе.


Поправки, ужесточающие трактовку термина "нерезидент", были поданы в Госдуму депутатом Олегом Савченко. Законопроект рассмотрен и передан для анализа Комитету по финансовому рынку. Его заключение должно быть вынесено до 14 июля. Законопроект вносит изменения в ст. 2.1 федерального закона "Об открытии банковских счетов и аккредитивов..." в части уточнения требований к регистратору, осуществляющему ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение.

Ранее был принят закон (391-ФЗ), принципиально ограничивающий возможность доступа иностранцев к закрытой информации оборонных и других важных для безопасности и экономики страны предприятий. Он вступает в силу с 1 июля. Однако вполне вероятно, что некоторые нормы будут изменены уже осенью в соответствии с поправками господина Савченко. Принципиальное отличие подходов — в трактовке понятия "нерезидент". Согласно тексту закона, вести реестры акционеров стратегических предприятий и акционерных обществ (таких, например, как "ИнтерРАО", РЖД, "РусГидро", "Газпром" и т. п.) может только регистратор, не имеющий в уставном капитале доли нерезидентов и не находящийся под их косвенным контролем. Понятие "нерезидент" в законе применяется в значении, установленном законом "О валютном регулировании и валютном контроле" (173-ФЗ). Человек с российским паспортом является валютным нерезидентом, если постоянно проживает за границей более года. "Но закон можно прочитать и так, что если в течение года такой гражданин хотя бы один день находился на территории России, то он вновь становится валютным резидентом еще на год, поскольку прерывается постоянство проживания за границей,— поясняет партнер Tertychny Law Иван Тертычный.— Если же гражданин не посещал Россию более года, он теряет валютное резидентство".

Согласно новым поправкам, владельцем или контролирующим акционером регистратора, чьими клиентами являются стратегические компании, не может быть налоговый нерезидент РФ. "Налоговый резидент России обязан присутствовать на ее территории не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Таким образом, эта редакция закона заметно строже предыдущей",— говорит господин Тертычный. Поправки отсекают возможность контроля над регистратором, принимающим реестры стратегических АО, для российских граждан, постоянно проживающих за границей, поясняет председатель совета директоров Независимой регистраторской компании (НРК) Олег Жизненко. "Сейчас исправляется законодательная ошибка. Поскольку в первоначальном варианте ограничение не имеет никакого реального воздействия на бизнес",— говорит он.

Государство последовательно борется с иностранным влиянием на регистраторском рынке. Так, в 2014 году в Комитете Госдумы по вопросам собственности впервые прозвучало предложение перевести реестры системообразующих предприятий из иностранных регистраторов в российские. А спустя год единственный на тот момент иностранный игрок — компания Computershare, среди клиентов которой были "Норильский никель", ЛУКОЙЛ, "Аэрофлот" и т. п., поменял собственников. Регистратор приобрели российские акционеры. Теоретически вводимые ограничения могут повлиять на любую компанию отрасли, акционерами которой являются физлица. Хотя сейчас иностранцев среди владельцев регистраторских компаний нет, но среди них есть лица, постоянно или преимущественно проживающие за границей, отмечают участники рынка, не называя конкретных компаний. Известно, что одним из крупнейших игроков рынка, обслуживающим в том числе и стратегические предприятия,— регистратором Р.О.С.Т.— на правах бенефициара владеет российский миллиардер Роман Абрамович (согласно данным РСБУ компании, на 28 марта 2016 года ему принадлежало 99,66% акций общества), по данным СМИ, преимущественно проживающий в Лондоне. По словам гендиректора Р.О.С.Т. Людмилы Мироновой, в мае 2016 года в устав общества были внесены изменения, которые обязывают акционеров-физлиц предоставлять сведения о своем нахождении на территории России. "Для нас не стоит вопрос сложности соблюдения законов, мы их соблюдаем в любом случае",— прокомментировала она.

Коммерсантъ

 
Банк ВТБ представил систему электронного голосования для акционеров
27.06.2016 09:54

Банк ВТБ первым из российских банков на годовом общем собрании акционеров в Санкт-Петербурге представил систему электронного голосования для акционеров, сообщается в пресс-релизе банка.

Желающие могли в тестовом режиме проголосовать по повестке собрания через специальные мобильные терминалы и увидеть, как учитывается их голос, в режиме онлайн наблюдать за ходом голосования.

Акционерам также была предоставлена возможность создать личный кабинет на портале для голосований компании "ВТБ Регистратор" и получить пароль для доступа к нему.

Использование такой системы станет возможным с 1 июля 2016 года, когда вступят в силу соответствующие изменения в федеральный закон "Об акционерных обществах". Согласно законодательству, электронное голосование будет осуществляться как на стадии подготовки к собранию, так и непосредственно на нем в режиме онлайн. ВТБ подготовил необходимые изменения в устав, утверждение которых предстояло утвердить на годовом собрании в пятницу.

Систему электронного голосования разработала компания "ВТБ Регистратор". Она позволяет дистанционно голосовать в интернете, в том числе, через мобильные устройства. В основе технологии лежит использование личного кабинета акционера на специальном портале, доступ к которому и идентификация акционера происходит по уникальному паролю.

При этом у акционера сохраняется возможность проголосовать и непосредственно на сайте регистратора, подключившись к порталу через стационарный компьютер.

В ближайших планах банка интегрировать технологию электронного голосования в мобильное приложение "Акционер ВТБ", чтобы еще больше упростить процедуру участия и голосования акционера на собрании.

Генеральный директор "ВТБ Регистратор" Константин Петров отметил: "В данный момент это первая в России действующая система электронного голосования для акционеров. Уверен, что этот продукт будет востребован на рынке. Использование системы электронного голосования позволит акционерным обществам существенно упростить систему подсчета, повысить его прозрачность и сократить расходы на само проведение голосования".

Интерфакс

 
Госдума приняла закон о 12-дневном сроке преимущественного права выкупа акций любых АО
24.06.2016 09:00

Госдума приняла во втором и третьем чтении закон, устанавливающий 12-дневный срок преимущественного права действующих акционеров на приобретение дополнительных акций любых акционерных обществ.

Поправки внесены в закон об акционерных обществах. Документом устанавливается, что до 1 января 2017 года это положение будет применяться только в отношении банков и акционерных обществ с госдолей более 50%, после - ко всем акционерным обществам.

Согласно действующему законодательству, при размещении акций или конвертируемых в акции инструментов срок действия преимущественного права для действующих акционеров не может быть менее 45 дней с момента опубликования уведомления. В марте 2013 года было сделано исключение для госбанков - срок действия преимущественного права сократили до 8 дней, что упростило для ВТБ (VTBR) процедуру SPO.

Закон принят под названием "О внесении изменения в статьи 41 и 84.8 закона "Об акционерных обществах".

Закон также упрощает процедуру одной из ситуаций принудительного выкупа акций.

Поправки касаются случаев реорганизации в форме слияния, когда к одной компании с единственным акционером присоединяется вторая, у которой есть миноритарные акционеры, и в результате в объединенном АО у миноритариев оказывается менее 5% акций. Закон дает акционеру такой объединенной компании право в течение 5 лет после реорганизации направить добровольную оферту миноритариям. И если ее акцептует более 50% оставшихся акционеров, то он вправе в течение 6 месяцев после истечения срока принятия добровольного предложения принудительно выкупить акции и у остальных миноритариев по цене такой оферты.

Сейчас для того, чтобы осуществить принудительный выкуп акций, крупный акционер должен направить добровольное или обязательное предложение миноритариям, а затем по итогам него приобрести не менее 10% акций у независимых акционеров (эти проценты считаются от общего количества акций) и пересечь 95%-ный порог владения акциями. В результате мажоритарный акционер получает право принудительного выкупа оставшихся акций по цене соответствующего добровольного или обязательного предложения.

"Очевидно, что эта норма написана под конкретную ситуацию, потому что есть множество случаев, когда у миноритариев менее 5% акций, но регулировать предлагается только этот. При этом эта норма открывает путь к злоупотреблениям при принудительном выкупе", - сообщил ранее агентству "Интерфакс-АФИ" директор по корпоративному управлению Prosperity Capital Management Денис Спирин.

"Проект более чем нарушает права инвесторов. Реорганизации в этом смысле и сами по себе опасны - в ходе них зачастую размывают долю миноритариев через несправедливые коэффициенты конвертации. А теперь таких миноритариев будет ждать еще и принудительный выкуп, возникновение права на который может быть искусственно смоделировано. Во-первых, поскольку условия реорганизации можно "подогнать" под предлагаемые законопроектом правила. Во-вторых, существует распространенная схема искусственного приобретения права на принудительный выкуп. Часть акций контролирующего акционера передается связанной с ним компании и потом приобретается обратно по оферте. По новым правилам такую схему будет проще реализовывать, поскольку потребуется передавать гораздо меньшее количество акций. Если сейчас нужно выкупить 10% всех акций, чтобы получить право принудительного выкупа, то в предлагаемой законопроектом ситуации достаточно будет максимум 2,5%. Как следствие, это можно будет сделать еще и незаметно - не потребуется даже раскрывать сущфакт об изменении размера пакета акций", - отметил Д.Спирин.

Закон вступит в силу со дня его официального опубликования.

Интерфакс

 
Госдума решила вернуть акционерным обществам льготы, отобранные полгода назад
24.06.2016 06:26

Госдума вернула льготы десяткам тысяч малых и средних предприятий, созданных в форме акционерных обществ. Льготы были отобраны полгода назад, и это лишило поддержки 70 000 фирм.

    Акционерные общества наряду с ООО через год смогут претендовать на статус субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), их включат в государственный реестр МСП и наделят положенными малым предприятиям льготами и поддержкой государства - такую поправку во вторник, 21 июня, одобрила Госдума.

Как сообщает РБК, инициативу подготовил председатель комитета Госдумы по экономической политикеАнатолий Аксаков. Акционерные общества, которые претендуют на статус субъектов малого предпринимательства, должны будут соответствовать критериям по обороту (предельные значения определяет правительство; с 1 августа 2016 года это 120 млн руб. для микропредприятий, 800 млн руб. для малых и 2 млрд руб. для средних предприятий) и количеству работников (до 15 человек для микропредприятий, до 100 для малых и до 250 для средних предприятий).

При этом малыми и средними предприятиями не могут быть признаны акционерные общества, в капитале которых федеральным, региональным и муниципальным властям (а также общественным, религиозным организациям и фондам, кроме инвестиционных) принадлежит более 25%, иностранным и крупным российским компаниям — более 49%.

Напомним, в конце 2015 года Госдума по предложению правительства лишили акционерные общества права претендовать на присвоение статуса субъектов МСП и, соответственно, на получение льгот и других форм государственной поддержки, которая полагается малым и средним предприятиям. Решение пояснили тем, что Федеральная налоговая служба сомневалась, что удастся идентифицировать АО как субъекты МСП. Кроме того, не было понятно, как оценить состав учредителей АО.

«Замысел был какой: трудно определить, является ли АО малым, средним или крупным. Тем более что учредителем АО может быть крупная структура, которая будет через это малое предприятие проворачивать свои дела», — пояснил на заседании Анатолий Аксаков.

От запрета в думе ожидали серьезных проблем, так как большая часть малых и средних предприятий в России создается в форме ООО, поясняли журналистам депутаты комитета по экономполитике. Однако созданных в форме АО малых и средних компаний оказалось очень много, отмечает Аксаков. Только по приблизительным оценкам количество пострадавших от запрета компаний превышает 70 тыс. — все они в один момент лишились прав на льготы и другие формы поддержки со стороны государства, рассказал источник в комитете по экономполитике. По его словам, депутаты получали много обращений от бизнеса, который просил вернуть АО право претендовать на статус МСП.

Возвращение акционерным обществам такого права поддержали ФНС, правительство и Государственно-правовое управление президента. Корпорация МСП поправку Аксакова также поддержала.

Предполагается, что акционерные общества смогут претендовать на включение в единый реестр МСП с 1 июля 2017 года. Дело в том, что дополнительное время для подготовки требуется налоговым органам, им нужно решить большой блок технологических вопросов.


 
Госдума России приняла во втором чтении поправки к законам об АО и ООО
23.06.2016 09:00
Положения о сделках с заинтересованностью были смягчены — они окажутся вне контроля миноритариев, только если будут аналогичны уже совершенным и заключены на схожих условиях. Но возникла новая проблема. 
В последний момент поменялось определение сделок, относящихся к обычной хозяйственной деятельности. Теперь масса крупных договоров смогут совершаться без одобрения акционеров или совета директоров.

Вечером 21 июня Госдума одобрила во втором чтении правительственные поправки к законам: сделки с заинтересованностью больше не будут требовать предварительного одобрения (как сейчас), но акционеры или органы управления обществом могут потребовать последующего одобрения, предоставления информации о договоре и даже обжаловать его в суде. Последняя версия законопроекта активно критиковалась миноритариями, поскольку давала возможность уйти даже от этих процедур контроля, если сделка с конфликтом интересов совершена в процессе обычной хозяйственной деятельности (далее "обычная сделка") (см. "Ъ" от 17 июня). В итоге эта норма была уточнена, теперь "обычные сделки" с конфликтом интересов не подлежат контролю и оспариванию, если компания раньше неоднократно заключала аналогичные без элемента заинтересованности на схожих условиях, включая условия о цене.

Но одновременно законопроект претерпел и другие изменения — касающиеся одобрения крупных сделок. К таковым, как и сейчас, предлагается относить договоры, цена которых выше 25% балансовой стоимости активов компании, если они не выходят за пределы "обычных сделок". В то же время поправки расширяют круг сделок, относящихся к "обычным", которые независимо от своей стоимости одобрения не требуют. Сейчас определение "обычных сделок" дается только в судебной практике. В редакции к первому чтению законопроект содержал почти дословную формулировку из постановления пленума Высшего арбитражного суда N28 от 16 мая 2014 года. Но в последний момент ее изменили и отнесли к "обычным" любые сделки, если они не приводят к прекращению деятельности компании, изменению ее вида либо существенному изменению ее масштабов.

Юристы считают, что закрепление в законе определения "обычных сделок" нецелесообразно, а предлагаемая формулировка позволит проводить под их видом крупные сделки без какого-либо одобрения. "Включение определения "обычных сделок" в закон вообще не требовалось, ведь если что-то конкретно поименовано в законе, появляется возможность обойти эти рамки. Достаточно было того определения, которое выработано судебной практикой и носило рекомендательный, предположительный характер, позволяя приспосабливаться к каждой конкретной ситуации",—говорит управляющий партнер адвокатского бюро "Бартолиус" Юлий Тай. По мнению Дениса Спирина из Prosperity Capital Management, теперь практически все крупные сделки переходят в компетенцию менеджмента, а акционеры и совет директоров лишаются механизма их предварительного контроля. Он уточняет, что поправки ударят прежде всего по миноритариям: "Если раньше они и не могли повлиять на решение о заключении сделки, то она в любом случае совершалась прозрачно для них, а одобряющие лица несли ответственность". Также, по его мнению, пострадать может и контролирующий акционер, включая государство, поскольку решения о сделках принимаются менеджментом.

Глава комитета Госдумы по вопросам собственности Сергей Гаврилов во вторник сообщил журналистам, что законопроект способствует "сокращению сроков совершения сделок с заинтересованностью и крупных сделок". По его мнению, уменьшение количества сделок, требующих согласования, будет способствовать активизации корпоративной жизни и ускорению имущественного и финансового оборота. "Общий посыл поправок был в том, чтобы решить одну проблему, но в итоге они порождают новые. К тому же теперь потребуется вырабатывать судебное толкование этой нормы с нуля. А исходя из формулировок получается, что к "обычным" не относятся только те сделки, которые убивают предприятие, но это неправильно",— подчеркивает Юлий Тай. С учетом оценочных терминов о масштабе деятельности, соглашается господин Спирин, почти никакие сделки в качестве крупных на одобрение совета директоров или собрания акционеров попадать просто не будут.

Коммерсантъ

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >>

JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL

 

Яндекс.Метрика